Искусство сторителлинга старо как мир. Но в каких случаях его применение особенно полезно?
Даже если многие согласны с тем, что сторителлинг «в принципе полезен» для руководителя, все-таки хочется больше конкретики. В каких рабочих ситуациях он, сторителлинг, становится по-настоящему эффективным инструментом руководителя? Ниже мы приводим 10 ситуаций. Эти случаи вполне узнаваемы и могут произойди с каждым менеджером чуть-ли не в любой день. Наш набор, разумеется, далеко не полный. Но и этих примеров может хватить для тех скептиков, которые предполагают, например, что сторителлинг нежелателен для авторитетных руководителей.
Ситуация первая. Раскрытие подробностей своей биографии. Часто бывает так, что коллегам интересно, чем руководитель занимался ранее, какой у него жизненный опыт. Дать почитать каждому встречному свое резюме- скучно и занудно. Уместно вспомнить историю из своей жизни, связанную с текущей ситуацией, и заодно ненавязчиво ознакомить собеседников с релевантным опытом и знаниями.
Ситуация вторая. Руководителю задают вопросы -ловушки. Часто заядлые спорщики прибегают к «вопросам Карлсона»: «Ты перестал пить коньяк по утрам?» Христа как-то спросили, дозволительно ли исцелять больных в субботу. Прямой ответ, каким бы он ни был, ухудшает репутацию отвечающего и позволяет продолжить никому не нужный спор. Притча позволяет переключить внимание спорщика и не испортить с ним отношения. Спорщик ждет конфликта по поводу своего «острого» вопроса. А сторителлинг позволяет такого прямого конфликта избежать. Христос на вопрос об излечении больных по субботам как раз обратился к сторителлингу.
Ситуация третья. Расширение кругозора. Как и с собственной биографией, не всегда уместно отправлять спрашивающего к Википедии. Особенно, если актуальными являются не сухие факты а пояснения, относящиеся к текущим задачам. Любая биография знаменитости, например, полна исторических баек, анекдотов и просто поучительных примеров поступков лидеров прошлого.
Ситуация четвертая. Разрешение этических конфликтов. Бывает, что неудобно впрямую сообщить коллеге о нежелательности поведения или выбора. Иносказательная история позволяет не навязать свое мнение, а даёт возможность собеседнику еще раз все обдумать и определиться с решением самостоятельно.
Ситуация пятая. Когда подчиненные постоянно приходят за готовыми ответами к руководителю. Перебрасывание «управленческих обезьянок» на плечи непосредственного начальника- распространенная, даже повальная болезнь в иерархических организационных структурах. Победить нежелание подчиненных брать ответственность на себя можно вовремя рассказанной историей о том, что бывает с теми, кто занимает раз за разом пассивную, реактивную позицию.
Ситуация шестая. Демонстрация преимуществ и выгод для клиента. При продаже товаров или услуги недостаточно скупо перечислить опции из технической инструкции. Показать яркие возможности, открывающиеся во время эксплуатации новинки, целесообразно в формате истории использования. Опытные продавцы владеют целым арсеналом эмоционально ярких историй о настоящей «дружбе» с тем товаром, который они продают.
Ситуация седьмая. Необходимость своему руководителю указать на ошибку или неправоту. Любой руководитель амбициозен и самолюбив. Ткнуть носом в его ошибку- нажить себе врага. Как быть? Только через историю можно подтолкнуть такого руководителя к дополнительному обдумыванию своего выбора и решения. Шансы, конечно и тут невелики, если босс, что называется, уперся. Но без использования такого инструмента как уместная история, шансов еще меньше. Попытка- не пытка!
Ситуация восьмая. Необходимы наставление или совет. «Грузить» опытного подчиненного прямыми указаниями и инструкциями- прямой путь к тому, что он усомнится в Вашем доверии к нему лично. Модель ситуационного руководства не рекомендует директивный стиль в отношениях с такими подчиненными, которые мотивационно настроены и профессионально способны к выполнению поставленной задачи. И здесь на помощь нам снова приходя истории. Напутственная речь позволяет вложить в голову подчиненному последние наставления и задать соответствующий позитивный фон перед началом его самостоятельной работы.
Ситуация девятая. Как сказать «Нет». Часто мы колеблемся вовремя сказать «Нет» коллеге, боимся его обидеть, испортить хорошие отношения. И здесь история может стать верным помощником. Ассоциация, аналогичный случай, исторический пример- любой формат поможет объяснить, почему мы здесь и сейчас не можем поддержать то или иное сомнительное для нас решение коллеги.
Ситуация десятая. Задать хорошее настроение. Любая история кроме фактического содержания несет и эмоциональную составляющую. Как мы рассказываем притчи, в каком контексте, какие эмоции передаем, на какие состояния собеседника оказываем влияние- это все формирует психологический климат в коллективе. Простое пожелание коллеге перестать волноваться и обратиться в оптимиста может лишь усугубить его тяжелое состояние . Не все любят, когда их утешают или обращают внимание на их личные неурядицы. История позволяет сохранить тактичность и добиться желаемых изменений в мотивации собеседника.
Добавить комментарий