Ваши сегодняшние истории должны бить в такие базовые потребности, чтобы вас понял даже пещерный человек!
Об этом предупреждает в своей книге опытный и удачливый Голливудский сценарист Блейк Снайдер. Книга переведена на русский язык моим любимым издательством «Манн, Иванов и Фербер». Снайдер Блейк. Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства- (Пер. с англ., 2005)- М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Блейк приводит примеры кассовых фильмов, сценарии которых оказались, безусловно что ни на есть базовыми, первичными, направленными на самые жизненные потребности рода человеческого:
«Крепкий орешек»- желание спасти свою семью. «Один дома»- желание защитить свой дом. «Неспящие в Сиэтле»- стремление найти себе биологическую пару. «Гладиатор»- неукротимвя воля отомстить. «Титаник»- мощное желание выжить. Героем должны двигать инстинктивные потребности- голод и жажда, секс, выживание, страх смерти, защита близких. Это гарантированно цепляет любую аудиторию!
В целом, это одна из лучших книг в области практического сторителлинга. Даже вот считаю, что осваивать сторителлинг надо начинать именно с этой книги. Осилив Снайдера и при сохранении динамики, можно приступать к фолианту Митты, который, в свою очередь, является последователем классика сценарного ремесла- Роберта Макки. Но давайте уже вернемся к Снайдеру и поймем, почему стоит потратить драгоценное время на этого эксперта.
Во-первых, во-вторых и даже в-десятых, он- удачливый практик. И самолично заработал на сценариях сотни тысяч баксов. Это же важно, когда автор- не кабинетный теоретик. Хороший слог, легко пишет. Кстати, отличный перевод! Много практических советов. Собственно, автор признается, что в первоначальном замысле стремился передать именно серию жизненных советов от практика. Но пришлось добавить немного теории, дабы посолиднее выглядело. Теория текст не испортила.
У автора своя жанровая классификация (горячая десятка жанров) и своя структура развития сюжета, базирующаяся на классической аристотелевской трехчастной схеме. Кстати, все практикующие режиссеры хором утверждают, что только освоив трехактовую компоновку, можно переходить к андерграундным экспериментам. Поспорить можно, но я бы не стал.
Собственно, можно уже бежать покупать. Здесь я еще оставлю на закуску несколько секретов мастерства, которые и являются «изюминкой», но не забывайте, что и сама булка очень даже вкусная!
Главный герой в начале сценария должен спасти котика или перевести старушку через дорогу, попутно отстреливаясь от бандитов. Зрители проникнутся к нему, главному герою, симпатией с большей вероятностью через сопереживание небольшим добрым делам в его исполнении. Леон-Киллер, как вы помните, ухаживает за цветком. Кстати, в случае с Леоном-Киллером используется и другой важный прием под названием «прихрамывание и повязка на глазу». Хорошо, если ваши герои обладают узнаваемыми и уникальными фишками, позволяющими зрителям с легкостью идентифицировать того или иного персонажа в калейдоскопе интриг и событий на экране.
Вы можете тут сразу не согласиться, указав на то, что в современных сюжетах даже положительные герои- это далеко не ангелочки. Да на здоровье, как говорится! Статус и все-таки положительный полюс светлых сил в сценарии возможно подчеркнуть, сделав антагониста сущим дьяволом, самым омерзительным существом, которое по сумме всего отрицательного намного отвратительнее любых недостатков у положительных персонажей. Кстати, таким приемом можно и приподнять значимость подвигов светлых сил. Какова ценность победы над заурядным злодеем?
Вот еще любопытный прием. Бывает так, что аудитории необходимо донести предысторию или подробности некоего коварного плана. Ошибка многих сценаристов- начинать нудный пересказ технических деталей, например, того, как именно злоумышленники собираются ограбить банк. Ну ведь скукотища выслушивать то, сколько именно взрывчатки они, грабители, собираются использовать и как именно задумали прорыть подземный ход, и какой deadline и где расположены охранники.
Здесь используется прием «папа римский в бассейне». Детали, без которых никуда не деться, подаются на фоне юмористической сцены. Например, папа римский в одном из фильмов плавал в бассейне. А в другом фильме презентация приключилась аккурат в тот момент, когда парочка балбесов срочно захотела в туалет, но так как объяснения давал их босс, балбесы на потеху публике корчились посреди журчащих фонтанов и леек садовника. Примитивно, но позволяет зрителю немного отвлечься. И раз уж приходится выслушивать что-то серьезное, то восприятие аудитории все-таки облегчено за счет комизма сопутствующей обстановки.
Собственно, россыпь таких советов существенно оживляет рецензируемую книгу. Совсем не скучно читать! Можно и нужно применять в бизнес-презентациях и при создании историй для ваших клиентов! Отличное сочетание минимальной теории и максимальной передачи богатого опыта!
Добавить комментарий