Поэтически-философская заметка нашего нового автора Ильи Бейлина. Приветствуем!
Сразу хочется предупредить, что ни о чем, кроме города, писать не умею, да и пишу я плохо, неразборчиво, и безграмотно. Все мои истории о городе приправлены к месту и не к месту цитатами из великих или не очень писателей, сладострастников, кондотьеров, проходимцев и политических деятелей. Ведь, к сожалению, История не сохраняет имена крестьян, пролетариев и персонажей офисного планктона, если это не герои фильмов Вуди Аллена.
Но в качестве щепотки соли, все-таки вспомним, что пишут календари, словари. Остановимся на том, что «урбанизм»- это совокупность присущих населению города норм и правил поведения. А также тематика в искусстве XX века, где в самых разных форматах запечатлен образ большого города с высокоразвитой техникой и индустрией городского быта, сопровождаемого особенностями нервозной психики. Вариантов того как описывать термин урбанизм на самом деле много.
Мне же кажется уместным ввести в оборот два относительно новых образа, — «урбаноид» и «урбанавт».
Осенью 1908 года в Милане произошла автомобильная авария. Пытаясь объехать двух велосипедистов, занявших проезжую часть, и не справившись с управлением своего Bugatti, поэт и миллионер Филиппо Томаззо Маринетти оказался в грязной сточной канаве. Хотя, все врут календари, скорее всего это был Coupe des Voiturettes Isotta Fraschini 1908 года. А собственно первый Bugatti и был повторением этой машины.
Урбаноид это житель города, в котором бензин и фастфуд, необходимый и естественный антураж. Однако не стоит считать урбаноида певцом города, этаким Маринетти. От него вы не услышите вот этих слов: «На наших глазах рождается новый кентавр — человек на мотоцикле, — а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов! Давайте-ка саданем хорошенько по вратам жизни, пусть повылетают напрочь все крючки и засовы!.. Вперед! Вот уже над землей занимается новая заря!.. Впервые своим алым мечом она пронзает вековечную тьму, и нет ничего прекраснее этого огненного блеска!»
Тем не менее, вы не найдете себе лучшего проводника по городским лабиринтам, чем урбаноида. Урбаноид живущий на автомате, инстинктивно действующий в джунглях города. Для такого типажа, город – это данность, эти джунгли недостойны подробного изучения, все урбанистические молитвы и ритуалы совершаются урбаноидом в час пик при возращении домой на автомобиле. Урбаноид, потребитель города, не склонен к рефлексии, в отличие от следующего типажа- урбанавта.
Урбаноиды привыкли к чудесам,
К технозавровым железным телесам,
Ребрам, лбам и спинам и носам,
К технозавровым скрипучим голосам…
Пелевин Александр Тимофеевич
«Во вторник 6 марта 1956 года Г.-Э. Дебор и Жиль Ж. Волман встретились в 10 ч. на улице Жардэн-Поль и отправились в северном направлении для того, чтобы узнать, возможно ли пересечь Париж на этом уровне. Вопреки их воле, их быстро занесло на восток…»
Может урбанавты это как раз парижские ситуационисты?
Урбанавт, человек, отправившийся на прогулку в поисках самого себя. С другой стороны «урбаноид», отправляется в город в поисках чужого «я», так как своего «Я» у него вовсе нет. У «урбанавта» нет желания ранжировать, уничижительно обобщать, он попытается описать складки города, в которых нет места политическим и культурным манипуляциям.
Урбанавт по-своему любит город, находя прелесть в его исследовании, в самом этом процессе. Урбанавт избавляется от своего «эго», и одновременно находит его. «Урбаноид» не ищет свое «эго», а послушно ему следует.
Но оба типажа – всего лишь полярные пользователи города, как гурман и циник, но не в их власти создать или переформатировать город. Эта роль, скорее всего провиденье богов, героев и тотемных животных. Но про Гильгамеша, волчицу вскормившую Ромула и Рема, или Афину мы поговорим при случае в другом материале.
Добавить комментарий