«Рисовое мышление» побеждает! Есть такое мнение, что азиатские школьники сильны в обучении, потому как сызмальства воспитываются в культуре терпения, прилежания, внимательности, старательности, аккуратности и прочих подобных замечательных качеств, возникающих по причине необходимости выращивать рис на скудных почвах.
Да и атмосфера в классах многих азиатских школ такова, что нет места расхлябанности, невнимательности и все ученики нацелены на то, чтобы показать наилучшие свои результаты. Потому как население большое, соперников в гонке за преуспеванием более чем достаточно.
Актуальный глобальный рейтинг, созданный экспертами международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и измеряющий сравнительные успехи в математике и в точных науках, подтверждает это. Первые пять мест заняли азиатские страны: Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Япония и Тайвань. К удивлению многих, вторую пятерку открывают Финляндия, Эстония и Швейцария. Великобритания- на 20-ом, а США- так вообще на 28-ой позиции. Россия- 34, Армения- пятидесятая (рядом с Казахстаном и Ираном). Всего в рейтинге обсчитывались 76 стран.
Кстати, Сингапур еще в 60-ые годы прошлого века имел один из самых высоких на планете уровень безграмотности населения. Так что прогресс в образовании возможен практически в любой стране! Было бы желание и воля государства по институциональной поддержке. С другой стороны, это регулярное тестирование может стать и «тревожным звонком». В частности, на этот раз Швеция откатилась на 35 место.
Этот рейтинг обхватывает большее количество стран, чем похожий по целям тест PISA для 15-летних учеников (The Programm for International Student Assessment). Также в нем учтены результаты по принятой в Латинской Америке системе тестирования TERCE и американской методики TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study). Как у всякой системы измерения знаний, у инициативы OECD есть и свои противники, утверждающие, что подобные «состязания» отвлекают учителей на «натаскивание» своих подопечных, что оставляет мало времени на развитие навыков самостоятельного критического мышления и обмена идеями. Сторонники же, напротив, находят чёткую корреляцию между показанными результатами в какой-либо стране и потенциалом прироста её ВВП.
Countries ranked on maths and science |
---|
1. Singapore |
2. Hong Kong |
3. South Korea |
4. Japan (joint) |
4. Taiwan (joint) |
6. Finland |
7. Estonia |
8. Switzerland |
9. Netherlands |
10. Canada |
11. Poland |
12. Vietnam |
13. Germany |
14. Australia |
15. Ireland |
16. Belgium |
17. New Zealand |
18. Slovenia |
19. Austria |
20. United Kingdom |
21. Czech Republic |
22. Denmark |
23. France |
24. Latvia |
25. Norway |
26. Luxembourg |
27. Spain |
28. Italy (joint) |
28. United States (joint) |
30. Portugal |
31. Lithuania |
32. Hungary |
33. Iceland |
34. Russia |
35. Sweden |
36. Croatia |
37. Slovak Republic |
38. Ukraine |
39. Israel |
40. Greece |
41. Turkey |
42. Serbia |
43. Bulgaria |
44. Romania |
45. UAE |
46. Cyprus |
47. Thailand |
48. Chile |
49. Kazakhstan |
50. Armenia |
51. Iran |
52. Malaysia |
53. Costa Rica |
54. Mexico |
55. Uruguay |
56. Montenegro |
57. Bahrain |
58. Lebanon |
59. Georgia |
60. Brazil |
61. Jordan |
62. Argentina |
63. Albania |
64. Tunisia |
65. Macedonia |
66. Saudi Arabia |
67. Colombia |
68. Qatar |
69. Indonesia |
70. Botswana |
71. Peru |
72. Oman |
73. Morocco |
74. Honduras |
75. South Africa |
76. Ghana |
Было бы неверным не упомянуть, что африканские страны, находящиеся в конце списка, могу ощутить прямую экономическую выгоду от улучшения качества образования. Расчеты показывают, что, например, Гана (находящаяся на последнем месте), если обеспечит базовые математические знания для всех своих 15-летних граждан, сможет рассчитывать на 38-кратный прирост ВВП (за средний период ожидаемой продолжительности жизни этих 15-летних учеников). Хотя различие в доступности образования всё еще значительное: многие беднейшие страны так и не смогли обеспечить всем своим маленьким гражданам доступ даже к начальному образованию.
Пройти примеры из этого очень простого теста, по которому сравнивались школьники из 76 стран, можно здесь
Насладиться комментариями к исходному материалу BBC NEWS полезно здесь