Гуру стратегического менеджмента и лидерства Гарри Хамел обращается к жёсткой речи Папы римского для кардиналов католической церкви.
Папа римский Франциск не делает большого секрета из своего намерения радикальным образом реформировать административную структуру католической церкви. Эту структуру он характеризует как замкнутую, имперскую и бюрократическую. Он отлично понимает, что в гипер-подвижном мире ограниченный и самовлюбленный лидер – это, скорее, бремя, чем актив для любой организации.
Как раз накануне католического Рождества 2014 года Папа напрямую и очень резко обратился к своей Курии: кардиналам и главам различных административных подразделений, которые вместе управляют запутанной сетью церковных учреждений по всему миру. Суть его послания состояла в том, что лидеры подвержены изнурительным для них и для окружающих душевным болезням, такими как: высокомерию, отсутствию толерантности, недальновидности и мелочности. Если вовремя не заняться излечением руководства, то и вся фирма постепенно придет в полный упадок.
Много лет мне попадаются те или иные перечни сильных сторон и компетенций, которыми должны обладать «настоящие лидеры». И крайне редко встречается анализ от экспертов по управлению возможных причин ослабления лидерского потенциала. Папа как никто другой понимает и обладает решимостью это озвучить, что все мы подвержены тем или иным человеческим слабостям и порокам. А лидерам приходится постоянно соответствовать высоким стандартам поведения: если таковые снизятся, то «зараза» очень быстро распространится ввиду повышенной силы влияния лидеров на последователей.
Католическая церковь остается забюрократизированным и замкнутым сообществом людей с мягким сердцем, но далеко не самыми совершенными душами. Но, впрочем, эта характеристика вполне подойдет и к значительной части организаций. Вот почему размышления и призывы Папы актуальны и для мира бизнеса.
Я взял на себя смелость, не будучи католиком, изложить тезисы Папы на язык, понятный в бизнес-среде. Не уверен, что не нарушаю запрет на такие вольности с официальными речами Папы, но все-таки беру на себя соответствующий риск. Собственно, вот «деловой» контекст и смысл его рождественского призыва к своим коллегам.
***
Команда лидеров призвана укреплять и распространять мудрость и отзывчивость для выполнения своей миссии. И чаще всего сообщества лидеров, состоящие из живых существ, ведут себя как живые существа. То есть, подвержены слабостям, заболеваниям, дисфункциям и прочим недугам. Здесь я привожу примерный перечень этих искушений и недугов, приводящих к утрате коллективной слаженности и личной эффективности. Всего их по мнению Папы Франциска набирается как минимум пятнадцать.
***
Недуг, выражающийся в нашей уверенности, что мы бессмертны, неуязвимы и незаменимы, приводит к отрицанию необходимости (на бытовом уровне) регулярно проводить медицинское обследование. Простой визит на кладбище поможет нам увидеть, что осталось от людей, которые когда-то думали аналогичным образом. Это верно и для лидерских команд. Без самопроверки и самокритики, без внешнего аудита, без стремления к меньшему организационному весу, обремененные самомнениями, такие команды быстро дряхлеют. Гордыня приводит к самолюбованию и лишает нас способности замечать, кто нуждается в поддержке. Противоядием этой патологии властности может быть только смирение, необходимо приучать себя к постоянному осознанию главной роли: лидеры- это слуги своих коллег и делают то, что должно, ввиду возложенных на них обязанностей и имеющихся ожиданий.
Чрезмерная погруженность в свой бизнес. Этот недуг преследует тех, кто постоянно упускает возможности «подзарядить батарейки». Перегрузки деловыми заботами приводят к хроническим стрессам и раздражительности. Время для отдыха заслуживает самого серьезного отношения. Цените и находите возможности для общения с семьей и условия для физической и моральной перезагрузки.
У лидеров существует реальная опасность «забронзовения». Тогда руководитель скрывается в документообороте от живых людей с их реальными заботами и проблемами, теряет способность и к позитивным и к негативным коллективным. Происходит это постепенно, и причинами могут быть как накопленная усталость («выгорание»), так и усиливающееся «головокружение от успехов». То есть, первые два недомогания практически автоматически приводят к этому!
Болезнь чрезмерного планирования и функционализма. Когда лидер начинает свято верить в непогрешимость и 100% проработанность каждого действия, он становится офис-менеджером, выполняющим функции учета и контроля. Опять-таки, привычные документы, родной кабинет. И как можно меньше контактов с пугающей и неизведанной реальностью. Неуверенность и даже страх ошибиться- вот из-за чего посредственный лидер выбирает успокоительный путь конструирования собственной реальности и детального обоснованиях «всего и вся».
Расстройство координации. Если лидер теряет чувство общности со своей командой, весь оркестр теряет своего «дирижёра» и начинает производить исключительно шум вместо слаженной деятельности.
Потеря памяти и благодарности. Выражается в утрате воспоминаний о тех, кто поддерживал, советовал и помогал лидеру на его пути к вершинам.
Развитие тщеславия в отсутствии конкуренции. К этому приводит такое состояние руководителя, когда он начинает коллекционировать титулы и привилегии. В этом состоянии он руководствуется чаще всего не служением, а эгоистичными мотивами, что приводит к снижению качества принимаемых им решений.
Утрата чувства реальности. Стоит только лидерам начать пренебрегать отношениями с потребителями или с «простыми» сотрудниками, как они, такие лидеры, придумывают себе оправдания. Мол, общаться надо с равными, элита всегда замкнута и самодостаточна и т.д. А на деле реальность подменяется отчетами и докладами приближенных экспертов, которые не в состоянии донести правду об угрозах и вызовах конкурентной среды.
«Чума» злословия и сплетни. Возникает с самых незначительных разговоров и предположений за спинами коллег. Превращается в сознательное очернение репутации сослуживцев. Причинами могут быть и боязнь откровенного обсуждения наболевших тем и сознательное устранение потенциальных соперников в борьбе за ресурсы и полномочия.
Поощрение лести. Бытует мнение, что с этим недугом не справиться. Трудно отличить подхалимство и корыстное славословие от реального обожания. Тем не менее, некоторые лидеры считают для себя возможным поддерживать лояльность подчиненных, поощряя их к лести, и держать их в психологической зависимости от перепадов своего настроения. На самом деле такие лидеры создают нездоровые отношения в коллективе, выделяя фаворитов и отталкивая тех, кто не умеет или не желает льстить.
Папа Франциск далее противопоставляет жизнерадостных лидеров тем, кто постоянно находится в одном и том же состоянии серьезности и угрюмости. Руководители-оптимисты излучают уверенность и заражают позитивной энергией соратников и клиентов. Руководители-пессимисты пытаются замаскировать свой страх, но на самом деле их меланхолия удручает всех вокруг. Если вспомнить, что уныние- это грех, то становится понятным, почему в своем послании Папа уделяет этому особое внимание.
Страсть к вещам и наградам. Экзистенциальная пустота знакома многим лидерам. Внутреннее «выгорание» они пытаются компенсировать бесконечным приобретением материальных благ. Папа Франциск напоминает, что в лучшие миры этот весь хлам с собой не унесешь, а от внутренних дисфункций лишнее барахло мало чем может помочь. Лучше добавить толику юмора и окрасить путешествие длинною в жизнь открытостью и добротой.
Распад на группы, атомизация организации. В Библии сказано: «Всякое царство, разделенное внутреннею враждой, обращается в пустыню: и ни один город или дом, разделенный внутреннею враждой, не устоит». Так и рабочие команды подвержены распаду ввиду противоречий и только лидер может и должен цементировать единство общей идей, философией и личным примером.
И последнее в нашем списке Топ-15, составленным Папой. Самореклама и сумасбродство. Гламуризация бизнеса вызывает стремление топ-менеджеров стать «звездами» масс-медиа. Целью становится «казаться, а не быть»: как можно чаще появляться на страницах популярных изданий. И для этого некоторые руководители готовы прикрываться справедливостью и прозрачностью ради публичного сведения счетов, убирая конкурентов с помощью падких на сенсации и конфиденциальную информацию журналистов.
***
Друзья, чтобы проверить себя, понять, в какой степени ваше лидерство характеризуется моральной крепостью и здоровьем, дайте ответ на следующие вопросы: насколько сильно/часто (по шкале от 1 до 5) вы…
— ощущаете превосходство над теми, кто работает на вас?
— нарушаете баланс между работой и другими областями жизни?
— подменяете истинное человеческое доверие формальностями?
— полагаетесь на планирование и не присушиваетесь к интуиции, не используете импровизацию?
— дорожите своими привилегиями и полномочиями?
— изолируете сами себя от контактов с клиентами и рядовыми сотрудниками?
— превозносите собственный успех и принижаете успех членов команды?
— придерживайтесь эгоцентричного стиля поведения?
— терпите поражение в создании непринужденной и открытой обстановки на работе?
— поощряете изолированность по сравнению с общностью команды?
— впадаете в эгоизм при распределении наград и премий?
— демонстрируете брутальность там, где можно было бы показать служение и почтительное уважение?
— принижаете мотивы и стремления окружающих?
— пренебрегаете оплатой моральных и материальных долгов учителям и тем, кто вас поддерживал и направлял на пути к вершинам власти?
— тратите слишком мало времени на разрушение «башен из слоновой кости» и строительство мостов между членами вашей команды и ее частями?
Не стесняйтесь и обратитесь к коллегам с просьбой оценить ваше лидерское поведение по этим 15 вопросам. Вам может показаться несколько искусственным то, что я предлагаю вам тест, составленный не специалистами по лидерским компетенциям. Но давайте не будем забывать о том, что Папа является духовным лидером для многих лидеров. И почему бы не обратиться к его мудрости и призывам? На своем уровне вы оказываете не меньшее влияние, чем сам Папа. И важно, чтобы именно ваше влияние на соратников, последователей, коллег, подчиненных было продуктивным и морально безупречным!
Адаптировано из Harvard Business Review, апрель 2015
Материал подготовлен при поддержке компании SMARTVALUES, эксклюзивного правообладателя на проведение тренингов по программе «Трудные Диалоги» на территории России
Записаться на ближайший мастер-класс «Трудные Диалоги» можно здесь:
http://td.smartvalues.ru/
Добавить комментарий