Делая акцент на равенстве возможностей, северные страны Европы уверенно оккупируют высшие места рейтинга образовательной элиты мира. Станет ли Эстония «новой Финляндией» в образовании?
Большинство экспертов в области обучения без запинки отбарабанят стандартный набор стран- «передовиков» в этом деле: Корея, Сингапур, Япония и Финляндия. Но хотя учителя со всего мира стремятся попасть в школы Финляндии, дабы постичь магическую формула тамошнего успеха, почти все проглядели, что в двух часах путешествия на пароме от Хельсинки находится еще одна небольшая страна, чей опыт уже не менее интересен.
Так 15-летние эстонские школьники уже в 2012 году среди сверстников из 65 стран стали 11-ыми по математике и чтению и 6-ми по естественным наукам в рамках мониторинга PISA (международный мониторинг образовательных достижений учащихся в странах ОЭСР). При этом Эстония обогнала Францию и Германию, показала почти одинаковые результаты с Финляндией и, что самое интересное, именно Эстония стала той страной, у которой было наименьшее количество самых слабых школьников по математике и чтению (около 10%) и в естественных науках (около 5%). Эти очевидные успехи становятся еще ярче, если их сравнить с американскими. Согласно вышеупомянутому тесту, более четверти американских испытуемых показали наихудшие ответы по математике.
Тем не менее, многие американские эксперты остаются высокомерными и не желают изучать опыт малых европейских стран, тем более таких, которые обрели независимость всего пару-тройку десятилетий назад. А у Эстонии есть чему поучиться!
Индекс экономического неравенства в этой стране явно меньше, чем в США. Но вот по историческим корням население неоднородно, что сказывается на знании государственного эстонского языка и на мировоззрении. Обобщенно можно констатировать, что архитекторы локального образования строят систему, базирующуюся на равенстве возможностей, и это равенство достигается как раз ввиду отсутствия большого разрыва в доходах.
Немного подробнее о сравнительной статистике доходов и результатов в тестировании PISA на примере все тех же эстонских школьников. Они, эти школьники, находясь в последнем статистическом квартиле по уровню доходов, дали такой же результат по математике, как американские сверстники, расположившиеся во втором сверху доходном квартиле. Треть самых небогатых испытуемых оказались в числе лидеров по математике внутри своей страны. И, наконец, именно Эстония может похвастаться вторым наименьшим разрывом в знаниях (по всем странам-участникам OECD) между наиболее богатыми и наиболее бедными респондентами.
Марк Такер (Mark Tucker), президент вашингтонской исследовательской организации «Национальный Центр Образования и Экономики», посетил Таллинн и обнаружил для себя много интересного: «Они, эстонцы, не ломают принципы образования, доставшиеся им в наследство после падения Берлинской стены». Исследователь обнаружил, что эстонцы не пошли по пути чехов и венгров, которые переделали национальные системы образования под элитные потребности. Что еще обнаружил американец?
«К факторам успеха можно отнести высокую ценность образования в общественном мнении и существенную свободу учителей в выборе методик. Учителя ведут своих учеников с первого по третий классы, а по ряду предметов и до шестого уровня, что позволяет установить доверительные отношения между преподавателями и учащимися. Поэтому здесь большое внимание уделяется профилактике возможных срывов в поведении у подростков. А в США учителя привыкли исправлять тех, кто уже допустил антисоциальные поступки».
И, все-таки, именно равенство образовательных возможностей является краеугольным камнем в основании демократической системы эстонского образования. Богатые учатся в одних классах с менее богатыми. Частные школы не составляют до сих пор большого сегмента в общем количестве учебных заведений. Колледжи бесплатны. Даже результаты общенационального тестирования для каждого ребенка не раскрываются публично вплоть до завершения 12 летнего обучения (9 классов и еще 3 по желанию в старшей школе). Две трети после завершения 9 классов продолжают учебу до окончания 12 классов.
И все это сильно контрастирует с расовой и денежной сегрегацией в США, что отражается в статистических исследованиях. Так, если в среднем по странам OECD разница в результатах тестов между студентами с высшим и наименьшим уровнями доходов на 33% зависит от возможностей обучения (доступ к методикам, уровень преподавания, культура отношений и т.п.), то в США эта корреляция составляет 37%, а в Эстонии- только 16%!
К нынешним принципам обучения эстонские учителя пришли далеко не сразу. Например, в ранние 90ые годы прошлого века в школе Tartu Kivilinna Kool всех 950 учеников распределили в три математические укрупненные группы. Скорость освоения материала зависела от способностей и склонности к математике и была разной. Но к 2008 году учителя сами отказались от этого эксперимента, так как слабейшая группа не прогрессировала совсем.
Есть в Эстонии и эксперименты с ранним обучением совсем маленьких- начиная с 18 месячного возраста. В этом формате психологи советуют сосредоточиться на эмоциональных приемах вовлечения в игровое обучающее пространство и на развитие навыков социальной коммуникации. Исследователи из США в целом приятно удивлены творческим спорам, которые кипят здесь в учительских, и тем, насколько эта атмосфера педагогического поиска контрастирует с ограничениями, накладываемыми стандартами Common Core State Standards.
Но в целом эстонская школьная парадигма все еще отдает предпочтение поглощению под неусыпным контролем учителя фактов, формул и алгоритмов, а не развитию эмоциональных и социальных навыков. Хотя по всей маленькой стране не утихают споры о злободневности выпуска во взрослую жизнь в первую очередь не уверенных решателей тестовых заданий, а лидеров и предпринимателей. Существуют и серьезные опасения по поводу того, что наиболее одаренные дети не находят для себя таких форматов взаимодействия с учителями, которые превратят их в будущих лауреатов нобелевской и прочих престижных премий.
Есть и такая проблема, что в Эстонии профессия учителя, к сожалению, остается одной из наименее оплачиваемых по сравнению с другими европейскими странами. В Тартусском университете программы подготовки учителей были модернизированы: учтены пожелания как самих студентов, так и преподавателей. Учить детей критическому мышлению и коммуникационным навыкам, социализации и лидерству- теперь все этого хотят и к этим целям стремятся.
И все-таки в опросе, сопровождающим тест PISA, только две трети респондентов ответили, что они счастливы в своих школах. И это, на секундочку, увы, один из худших показателей по всем странам OECD. Правда, есть такое мнение, что эстонцы являются нытиками от природы и поэтому не особо оптимистичны. Американские дети, напротив, в количестве 80% от опрошенных уверяют всех о счастливом времяпрепровождении в школьных кабинетах.
Постоянно улучшать то, что делаешь, тоже входит в эстонский характер. Поэтому у американских экспертов особых сомнений нет. Поиски своего самобытного пути в образовании в Эстонии будут продолжены.
По материалам the Atlantic