Спрос на двухлетние программы MBA снизился в США на 20%. Удается ли даже самым престижным бизнес-школам вновь и вновь доказывать ценность своих услуг?
Сильнейшие всё еще преуспевают
В мире порядка 10 тысяч подобных заведений. И это не благотворительные лавочки, а деловые структуры, которые призваны получать свой доход. Но в эпоху тотального интернета, он-лайн курсы представляют серьезную угрозу для традиционной модели обучения. На эту мгновенную доступность знаний и профессоров накладывается расцвет корпоративных университетов, не предусматривающий получения степеней бакалавра или магистра.
Сегодня даже McKinsey учит своих новичков сама и дает работу людям с нестандартным мышлением и видением, пусть даже и не имеющих формально научной степени. Управляющим директором инвестбанка также можно стать без MBA. C 2010 года в США на треть сократилось количество людей, сдающих тесты GMAT, так как многие молодые выпускники не видят смысла в продолжении обучения именно по линии MBA.
В ведущих бизнес-школах США существенно падает количество студентов из Японии: примерно в 10 раз. Зато растет количество китайских учащихся и латиноамериканцев. Но остается высоким спрос на одногодичные программы MBA, программы корпоративного обучения и специализированные магистерские программы. В Harvard Business School в 2014 году конкурс был 10 человек на место. Но это- всемирно известный бренд! А как выживать остальным?
Немного статистики.
Тем, для кого деньги – единственная мотивация для MBA, имеет смысл получать степень как можно раньше. По данным FT, у студентов выпуска 2011 г., которым во время обучения было менее 25 лет, за последующие три года доходы увеличились на $69 000, или на 145%. У тех, кому было 27–28 лет, – на $67 000, или примерно вдвое, у тех студентов, кому за было 30, – лишь на $56 000, или на 70%. Этот результат характерен для всех секторов экономики и стран. Чем студент старше, тем больше вероятность, что он предпочтет годовую европейскую программу MBA, а не двухлетнюю американскую.
Среди студентов моложе 27 лет 75% выбирали двухлетние программы, среди 30-летних таких было гораздо меньше – 43%. За классическую двухлетнюю MBA в США в среднем придется выложить $97 000, за годовую программу – $80 000.
А вот интересные данные по 19 самым востребованным компетенциям среди работодателей согласно National Association of Colleges and Employers (2013). Первые три пожелания к кандидатам- это: лидерство, навыки решения проблем и коммуникационные навыки. Далее следуют также «мягкие» компетенции, такие как: умение работать в команде, организационная этика, аналитические способности. Соответствуют ли этим требованиям выпускники программ MBA?
Среднячки ищут ниши.
Традиционная ниша многих деловых учебных заведений- это корпоративные карьеристы в возрасте от 25 до 35 лет. Они либо уже сумели заработать на свое обучение, либо привлекают кредиты, либо занимают у родителей. Но кроме этого очевидного сегмента управленцам в области образования для взрослых можно присмотреться как минимум к трем новым нишам.
Это:
— выпускники университетов без опыта работы;
— профессионалы, не имеющие опыта работы в бизнесе;
— 40-60 летние руководители.
Некоторые бизнес-школы уже успешно работают с талантливой молодёжью. Tuck предлагает студентам летнюю программу Bridge Business. Она рассчитана на 300 человек и длится 4 недели. В феврале 2015 со студентами университетов начала работать бизнес-школа Гарвардского университета: она предлагает дистанционную и относительно недорогую программу Credential of Readiness. По сути, в таких форматах проводится подготовка к восприятию ценности базовых двухлетних программ. И это следует признать дальновидным маркетинговым ходом.
Следующая ниша в нашем исследовании- общественный и государственный сектор. Управление здесь также становится сложным, а менеджеры находятся под постоянным давлением конкурентов, клиентов и общественного мнения (СМИ и социальные сети). Только в США порядка 130 тысяч школ, 6 тысяч больниц и 18000 офисов правоохранительных органов. Для многих сотрудников этих учреждений предложение всё еще ограничивается стандартным двухгодичным MBA пакетом. Наблюдаются подвижки в отношении врачей: Yale, Duke и Warton начали предлагать эскулапам магистерское обучение.
Наконец, самыми заброшенными всё ещё остаются «старички». На красивых словах почти все учебные заведения пропагандируют принцип обучения в течении всей жизни. Но на практике не делают для этого ничего. Хотя очевидно, что великовозрастные учащиеся вполне могут сформировать спрос на шестимесячные курсы переподготовки или повышения квалификации.
Политическая экономика- новая дисциплина.
Канули в Лету времена, когда бизнес напрямую покупал политиков или политики привлекали бизнесменов для обслуживания своих интересов. Сейчас взаимовыгодное взаимодействие становится одновременно более тонким, многоканальным и двухсторонним процессом. Зачастую довольно болезненным. Современные бизнес-лидеры должны уметь видеть и оценивать региональные политические риски, обеспечивать участие своих компаний в частно-государственных партнерствах. Управленцам уже сейчас необходимо понимать, какие есть институциональные и организационные возможности для гармонизации интересов предпринимателей, политиков и общественных структур.
Для китайских учащихся бизнес-школы уже включают в программы, к примеру, изучение рынка материкового Китая, причем внимание уделяется не только Пекину, Шанхаю, Шэньчжэню и Гуанчжоу, но и городам второго-третьего уровня. Следующим шагом должно быть включение в программы кейсов, связанных с региональной стратегией развития, например учреждение Asian Infrastructure Investment Bank и консолидация государственных предприятий, инициированная китайским правительством.
По материалам FT, WSJ, Ведомости
Добавить комментарий