Хотя интернет и является одним из величайших изобретений человечества, в смысле повседневного влияния на работу он оказался дичайшим разочарованием. Я имею в виду сейчас не молодых программистов, которые начинают получать жалование с шестью цифрами практически сразу, как покидают университетские аудитории.
Я обращаюсь к глубинному смыслу работы как постоянной занятости за пределами этого одного процента счастливчиков.
Несмотря на свою «невидимость», интернет оказывает существенное влияние на замещение рабочих мест и не оказывает аналогичного компенсирующего воздействия на создание таковых. В результате именно это изобретение играет центральную роль в стагнации заработных плат и сокращении среднего класса.
Да, разумеется, интернет обусловил появление таких глобальных компаний как Google, Facebook, Amazon и Twitter.А также многочисленных приложений и незаменимых теперь облачных технологий. Но при этом большая часть информационных компаний в качестве источника своих доходов обращаются к ресурсам уже существующих организаций и не создают новые.
Технологии прошлого обладали значительным эффектом создания рабочих мест, что балансировало замещение труда машинами. Динамичный средний класс как раз образовался в результате появления целого ряда новых индустрий, вызванных распространением передовых способов производства.
Рассмотрим, например, интегральные схемы, которые впервые появились на мировых рынках в 1961 году. В то время рынок электроники оценивался в $ 29 миллиардов, а сегодня он составляет порядка полутора триллионов долларов. Интегральные схемы удешевляли существующие продукты. Большие компьютеры на электронных лампах были вытеснены компьютерами на микросхемах. И это неудивительно. Потому как новые машины были более надежными, менее дорогими, меньшими по размеру. И при этом работали быстрее и потребляли меньше энергии.
И вот результат! Бизнес по производству таких компьютеров стремительно вырос. Валовой доход IBM взлетел с 1960 по 1980 гг с менее чем с 2 миллиардов до 26 миллиардов долларов. Бизнес, связанный с микросхемами, породил новые отрасли и приложения, никогда ранее не существовавшие- сотовую связь, планшеты, настольные компьютеры и даже сам интернет.
История двигателя внутреннего сгорания еще более в этом смысле показательна. Возникла автомобильная индустрия, и Генри Форд произвел фурор, начав платить рабочим на конвейере по 5 долларов в час! Форд полагал, что хорошо оплачиваемый рабочий будет в состоянии покупать его автомобили и тем самым стимулировал спрос. Другие предприниматели были вынуждены последовать его примеру и их суммарные действия и привели к созданию среднего класса.
Автомобильная индустрия вызвала спрос на множество новых услуг и товаров. Этот спрос позволил создать и новые рабочие места. Нужна была сталь. Развернулась добыча угля, чтобы изготовить сталь. Инструменты для ремонта машин и запчасти. Дилерские центры по продаже автомобилей. Автозаправочные станции росли как грибы. Ускорилось строительство автомагистралей, мостов, придорожных конструкций. Увеличилась разведка и добыча нефти и т.д. Изменился образ жизни ввиду появления пригородных поселков, для которых требовалось большое количество домов. Наконец, мобильность покупателей привела к появлению шопинг молов. Для этих современных торговых центров срочно понадобились самые разнообразные товарные запасы, доставляемые все теми же автомобилями. Население в прошлом веке наслаждалось плодами этого растущего цикла производства и потребления.
На сегодняшний день интернет оказался новшеством, которое гораздо быстрее уничтожает рабочие места, чем создаёт новые. Вот отличный пример. On-line торговля ликвидировала прямо и косвенно множество возможностей для трудоустройства. Совершенная система дистрибуции, предлагаемая Amazon, уничтожила розничные магазины и их продавцов. А склады теперь используют роботов-манипуляторов, а не грузчиков.
Это что касается прямого воздействия. А касательно опосредованного, дело обстоит не лучше. Исчезла потребность в торговых помещения и, следовательно, в фирмах и специалистах, которые возводят такие помещения, содержат их в порядке и снабжают соответствующим торговым и складским оборудованием.
Интернет-торговля драматическим образом снижает цены на продаваемые товары и услуги. Но возрастающая конкуренция продавцов не приводит к росту продаж на душу населения. Помесячные объемы розничных продаж в США, если их очистить от темпа инфляции и от темпа прироста населения, оказываются сейчас ниже кризисного 2008 года. Сравните $ 165 миллиардов сейчас и $ 168 миллиардов тогда. Да и за последние, возьмем, 15 лет эти продажи увеличились менее чем на 10%, то есть на 0,6% в год. Между тем, занятость в сфере розницы и оптовых закупок в США снизилась с 21,2 млн. в 2000 г. до 19,9 млн. в 2010 г.
Так что те высокооплачиваемые молодые программисты, которых я упомянул в начале, это избранные счастливчики. Действительность коварна: интернет настолько высокоэффективен, что благодаря его использованию появляются компании с большим уровнем доходов и с минимумом сотрудников. Собственно, именно поэтому высокодоходные интертнет-компании и могут себе позволить держать столь заоблачный уровень зарплат. Обратимся вновь к цифрам.
Google нанял в 2013 году порядка 50000 сотрудников. При этом компания генерировала обьем продаж в $ 55 миллиардов или примерно в 1 миллион долларов на каждого занятого в ней специалиста. Похожую производительность демонстрирует и Facebook. Немного отстает Amazon. Его уровень доходов составляет $ 74 миллиарда, а работают в корпорации 110 тысяч человек. Легко подсчитать, что подушевой объем продаж здесь равен 670 тысяч долларов.
В США каждый несельскохозяйственный рабочий вносит вклад в ВВП в размере чуть более 120 тысяч долларов. Это означает, что высокопроизводительные интернет-компании нового типа генерируют продажи в 5-10 раз превосходящие аналогичные на одного работника, занятого в традиционных отраслях.
Таким образом, наша традиционная мудрость, связанная с физическими отраслями, не получает подтверждения в новом виртуальном мире. Исчезновение привычных рабочих мест и областей занятости не компенсируется возникновением новых. Мы обязаны обратиться к соответствующим мерам государственной экономической политики для смягчения негативных социальных эффектов. При этом мы должны постоянно иметь в виду возможности дальнейшего использования интернет-технологий скупыми работодателями.
Предположим, мы обратимся к политике повышения минимальной заработной платы. Работодатели тут же получат козырь для дальнейшего вытеснения человеческого руда машинным. Гораздо более обоснованным выглядит здесь стратегия уменьшения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых работников. Они получат выгоду в трансферных платежах, а их работодатели не будут иметь стимулов отказа от недорогих рабочих мест.
Часто обсуждают мероприятия по реконструкции инфраструктуры в качестве акций по созданию новых рабочих мест. Это конечно прекрасно. Но при этом мы все меньше и меньше выходим из наших жилищ, потому как вся та же вездесущая интернет-торговля организована таким образом, что по прекрасным дорогам всё, что мы заказываем, доставляется прямо к порогам наших домов и квартир.
Знаменательно, что именно молодые люди, родившиеся на пороге нового тысячелетия, возглавляют этот новый тренд снижения традиционного потребления. Количество автомобилей, приобретаемых людьми в возрасте от 18 до 34 лет, упало на 30% с 2007 по 2011 года! Молодежь выбирает не «Пепси», а планшеты, смартфоны и доступ к сети с высокой пропускной способностью. Именно так молодежь теперь желает пользоваться тем, что мы называем «инфраструктурой». В их понимании это теперь высокоскоростная связь и развитая сетка общественного транспорта, а не собственный автомобиль, который крадет драгоценное время приятного досуга на обслуживание и ремонт.
Необходимо найти дополнительные смягчающие контрмеры, которые позволят демпфировать негативные эффекты самого мощного на сегодняшний день средства воздействия на нашу повседневную жизнь и привычные представления.
По материалам Harvard Business Review Публикация от 30 марта 2015 г.
ОБ АВТОРЕ. Венчурный инвестор, Билл Давидов (Bill Davidow), обладает 30 летним опытом управления проектами в областях, связанных с новыми технологиями. Он является автором и соавтором трех книг: «Виртуальная корпорация», «Сервис на 100%» и «Маркетинг новых технологий».
Материал подготовлен при поддержке компании SMARTVALUES, эксклюзивного правообладателя на проведение тренингов по программе «Трудные Диалоги» на территории России
Записаться на ближайший мастер-класс «Трудные Диалоги» можно здесь:
http://td.smartvalues.ru/
Добавить комментарий