Главный редактор федерального канала СТС Алексей Киреев не разделяет всеобщего восторга по поводу модных концепций раннего развития детских талантов. Он даже считает это родительское увлечение небезопасным.
Алексей, подтверди или опровергни такое наблюдение. У меня не так много жизненных примеров реализации одаренных вундеркиндов не телевизионных, а именно «с соседней улицы». А ведь оба мы живем и работаем в мегаполисе. Что же получается- настоящий талант редок?
— Получается, что так! И в моем круге знакомых аналогичная картина. Но сначала определимся с понятиями. Вот какие ключевые признаки таланта?
Это легкий вопрос. Талант выделяется, привлекает внимание, достигает экстраординарных результатов. Более или менее независимую оценку ему дают эксперты. А соревнования и конкурсы выстраивают иерархию и рейтинги. Примерно так.
— Этого недостаточно! Вернее, все что ты упомянул- важно.
Если немного подумаешь, то придешь к выводу, что и искусный ремесленник удивляет и восхищает зрителей. На это способен любой шпагоглотатель или стеклодув на рыночной площади. Но я бы затруднился назвать этих безусловно мастеров своего дела талантами «высшей пробы», которые оставят шедевры благодарным потомкам.
Но ведь любые выдающиеся достижения возможны только на прочном фундаменте ремесленничества!
— Соглашусь и одновременно настаиваю на своем добавлении.
Ко всем признакам высочайшего качества, редкости, неповторимости и где-то даже уникальности дарования — необходимо приплюсовать способность этого самого дарования генерировать на этапе зрелости устойчивый денежный поток. Финансовую состоятельность я добавляю в определение реализовавшегося таланта обязательно!
Вспомним пушкинские строки: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!». И как жена великого нашего классика отчаянно торговалась с его главным издателем Петром Александровичем Плетневым.
Поэт, уж на что гений, и тот всю творческую жизнь стремился к профессиональному идеалу, чтобы литература стала главным кормильцем его многочисленной семьи. К сожалению, не вышло. Но апологию ремесленничества литературный классик оставил в качестве завещания всему писательскому цеху.
И вслед за ним русские писатели скорее не меценатов искали, а именно проявляли старанья, чаще всего безуспешные, достичь таки пресловутой финансовой независимости за счет выдачи «на гора» рукописей, о степени совершенства которых не особо рефлексировали.
Это мы, потомки, уже тут всех расставили согласно горделивому стихотворению Маяковского «Юбилейное»:
Ну, а что вот Безыменский?!
Так…
ничего…
морковный кофе.
Правда,
есть
у нас
Асеев
Колька.
Этот может.
Хватка у него
моя.
Так ведь многие родители и стремятся развивать способности своих чад, не скрывая материальных целей…
— Если отбросить красивые слова, то за инвестициями в будущее детей часто становятся алчность, комплексы нереализованной молодости или надежды на подъем в социальном лифте. И это нормально. Колумб отчалил открывать Америку с идеей разбогатеть. И таких желаний стыдиться совершенно нечего.
К этим материальным стимулам можно добавить упрощенное понимание «родительского долга», когда на семейном совете решается, что надо бы ребенка в какую-нибудь секцию или кружок определить. Что, в принципе, вполне объяснимо: однотипно поступают все горожане, где есть боле или менее подходящая инфраструктура.
Даже в периоды застоя в экономике деньги на ребенка и на его секции всегда найдутся…
Вот именно! Маркетологи зафиксировали схему поддержки способностей детей, которую метко назвали «шестеро на одного». Сегодня во многих семьях всего один ребенок. Легко подсчитать, что его инвесторами одновременно становятся кроме мамы с папой также две пары бабушек и дедушек. Так что при желании денежные ресурсы на кружок или секцию наскрести можно.
А насколько обоснованы эти затраты? Если поискать что-то более вдохновляющее, чем «для ребенка ничего не жалко»…
Вопрос отдачи этих инвестиций в большинстве известных мне случаев так и остался открытым. Это я возвращаюсь прежде всего к мотивам быстрого и легкого обогащения.
Дорогие родители, просто прикиньте суммарные траты на шлифование способностей ребенка, предположим, на протяжении от 5 до 30 лет. Почему предлагаю такой длительный промежуток, так это из-за свирепствующего инфантилизма и позднего социального созревания. И сравните с возможными доходами в той профессии, творческой области, в которую вы определили ребенка.
Скорее всего, вы поймете, что игра свеч не стоит. Особенно с учетом инфляции и альтернативных возможностей, предоставляемых банками и инвестиционными фондами.
И практика это доказывает даже в Европе. В одном только Берлине фактически паразитирует творческая колония художников размером в 50 тысяч непризнанных гениев. Живут на деньги родителей и на социальные пособия. Чаще всего разрисовывают граффити на стенах. Наверное, уже все поверхности разукрасили. И при этом среднегодовой доход в этом беззаботном сообществе не превышает 12000 евро.
Так откуда столько художников то появилось в Берлине? И все как один востребованы?
— Это довольно долгая история. Здесь переплетаются последовательные глобальные перемены. Начиная с более ранних, из прошлого века, таких как распад колониальной системы и европейские левацкие студенческие волнения. И заканчивая современными попытками оживить заброшенные городские территории и модой на гуманистическую педагогику.
А если по-простому, то элитарный подход к проблематике талантливости сменился на популистский. «Пусть расцветают все цветы». «Каждый талантлив по-своему». «Дорогу- талантам!»
Массовая безработица, волны иммигрантов из бывших колоний толкают многих к самозанятости. А экономические возможности европейского социализма некоторое, непродолжительное, как оказалось, время позволили посадить на пособия большое количество креативных трутней.
Заниматься интенсивными поисками «своего я» действительно модно с самого раннего детского возраста. Тем более, что вот очень известный психолог Говард Гарднер выделил семь совершенно различных интеллектуальных типов. Потом еще два добавил. Родители ведь могут выбирать аж из девяти областей, куда можно пристроить детишек?
— Все это хаотичное творческие брожение активно поддерживается маркетинговыми стратегиями глобальных брендов. По сути, маркетологи поймали на крючок креативный класс, предлагая его представителям не быть инновационными по сути, а выглядеть таковыми. Упоминавшийся здесь туристический маркетинг «вдохновляющих» городов, продвижение авторской одежды, культовых девайсов и гаджетов, формирование через рекламу «свободного» стиля жизни диктуют культурные коды и смыслы, в соответствии с которыми «особенные» индивидуумы выделяют сами себя на унылом фоне «ординарных».
А что касается множественности интеллектов и прочих «заманух», опровергающих редкость рождения истинных талантов, то и здесь действует железобетонный маркетинговый принцип. Не можешь блистать в какой-либо уже известной категории или нише- так придумай «свою» делянку и стань на ней самым лучшим.
Так мы эволюционным путем добрались от классической оперы к рэпу. Рэп- признанная ниша для фанатов. И классическая опера стала убежищем для тонкого слоя ценителей. Разнообразие вкусов и предпочтений правит бал. Один товарищ решает теоремы Пуанкаре, а кто-то ложки и вилки на пузе намагничивает. И согласно нынешним концепциям плюрализма и политкорректности, и тот и другой оказываются абсолютно равными «талантами» для общественного мнения.
Книга рекордов Гиннеса и анналы присуждения Нобелевской премии- теперь это конкурирующие общественные институты. Попадание в любой из них одинаково почетно. И уже не так очевидно, наличием в каком из двух списков своего предка будут сильнее гордиться потомки.
Так вернемся же к честолюбивым родителям! Столько возможностей ведь открывается. Тестируй преобладающий тип интеллекта у ребенка, выбирай нишу, нанимай педагогов или отдавай в соответствующее заведение. И вперед! К творческим победам и к славе!
— Продолжу гнуть линию умеренного скептицизма. Никто и ничто, по сути, не ограничивает родительский выбор, в какой именно цех фабрики массовой культуры записаться. Только шансы в этой гонке тоже надо считать хладнокровно, без фанатизма. Напомню некоторые реалии.
Возьмем спорт или шоу-бизнес. Ведь чаще всего эти две области теперь привлекают к себе внимание родителей в качестве наиболее желанных «полян». Туда можно мостить дорогу в ослепительное будущее всей семьи. Так вот, давай взглянем на состязания по правилам «выиграл -проиграл» и «выиграл- выиграл».
Первый тип соревнований- это игры с так называемой «нулевой суммой». Здесь ребенок очень быстро попадает на жесточайший рынок, где победитель «получает все». А остальные неудачники- в лучшем случае учат китайцев.
Это я понимаю. Например, в шахматах напряженная конкуренция. Всего три-четыре игрока в мире имеют рейтинг от 2800. И еще около сорока преследователей толпятся в приемных у спонсоров турниров и матчей со своими «жалкими» рейтингами в диапазоне от 2799 до 2710. Все остальные- по сути неконкурентоспособны. Интересно, эту грустную историю рассказывают родителям в шахматных кружках и секциях?
— И не только в шахматах. В теннисе и в футболе, в спортивной гимнастике и в горных лыжах…Везде регулярно кто-то проигрывает и кто-то выигрывает. Примерно первая сотня финансово себя может обеспечить. И никто в мире, ни один умудренный тренер, не может дать гарантий, что именно вот это подающее надежды юное дарование попадет когда-нибудь в когорту избранных.
— Но ведь ты уже упомянул ловкий маркетинговый прием. Придумать свою нишу. Места под Солнцем хватит всем и каждому!
— Постараюсь не выглядеть занудой. Но вот я снова о том, что рано или поздно от ребенка начинают ожидать, что он станет опорой хотя бы собственной семьи. А если ниша окажется столь незначительной, что фанатов, болельщиков, зрителей, как угодно назовем тех, кто готов поддержать талант, окажутся единицы? Ведь чем больше самых разнообразных областей появляется в массовой культуре, тем меньшее количество поклонников обеспечивает бизнес в каждой.
Ты лично готов поддержать материально скейтбордиста или танцора фламенко?
-Как-то пока такого желания не возникало но теперь подумаю. Подозреваю, что твои доводы окажутся «холодным душем» для молодых родителей, с энтузиазмом воспитывающих детей от детского сада по системе Монтессори до спецшколы с математическим уклоном.
Настоящий талант, глубоко убежден в этом, крайне редок. Когда родители увидят, что их «звездочка», я не знаю, ну не может совсем не петь, не играть в шахматы, не танцевать или не рисовать, тогда- да! Свершилось чудо! Мир получил новую яркую художественную, спортивную или научную личность. Причем «не может»- прошу понять меня точно!- Именно на уровне физического недомогания от невозможности иступлено заниматься любимым занятием, которое, скорее всего, и станет призванием.
Во всех остальных случаях мы ступаем на почву зыбких гипотез и вынуждены с завязанными глазами пройти по лезвию бритвы. Тут властвует безраздельно социальный дарвинизм, вероятностная модель перехода способного молодого человека на все более сложные карьерные ступени, требующие колоссальных затрат труда и психики.
— Да уж! Одно только эмпирическое правило «10 тысячи часов» заставляет задуматься. Статистики подсчитали, что для достижения приличного уровня мастерства во многих областях творчества необходимо буквально «высидеть» на нудных занятиях не менее 1000 часов в год на протяжении 10 лет подряд. И Билл Гейтс и «Битлз» выдержали этот каторжный труд.
— Ну вот видишь! Для тебя эти тренировки кажутся «нудными» и «каторжными». А Гейтс и Маккартни, наверное, заснуть не могли без программирования и музыки соответственно. И такая жизнь была им только в радость!
Не сегодня все это движение за развитие способностей и реализацию талантов началось и не завтра, разумеется, закончится! Напомню программную книжку психолога В. Леви «Нестандартный ребенок», чудесный сборник К. Чуковского «От двух до пяти» или опыт воспитания семи детей в семье Никитиных. Советский романтизм конструирования «нового человека» плавно трансформировался в постиндустриальном обществе в индивидуальный поиск особого места в создании чаще всего нематериальных ценностей в сфере услуг, которая в «сытых» странах составляет не менее 75% ВВП.
И что ты можешь посоветовать амбициозным молодым родителям? С учетом специфики твоей работы, где ты ежедневно общаешься с яркими творческими личностями.
— Вкратце суммирую, в том числе на основании своего опыта встреч на телевидении с юными уникумами.
Не толкайте! Не тяните! Пусть ребенок сам определиться с тем, что ему нравится и что- не очень. Для этого обеспечьте выбор. Поводите ребенка по самым разным кружкам. Будьте готовы морально, что он бросит какой-нибудь кружок уже через пару недель. Не ругайте и не стыдите. Еще будут случаи потренировать волю. Если сразу не «покатило», значит- неправильный ориентир.
Изучайте тренды. Сегодняшние «денежные» профессии могут очень быстро перестать быть таковыми. Найдите обзоры, предсказывающие появление абсолютно новых профессий через 10-15 лет. Скорее всего, вам с ребенком- именно туда.
Спрогнозируйте затраты на 10 лет вперед. Особенно если появилось жгучее желание, например, сделать из ребенка яхтсмена или горнолыжника. Ваш семейный бюджет выдержит такие нагрузки? С учетом, что, скорее всего, придется находить элитных тренеров.
Не позволяйте ушлым тренерам и репетиторам морочить голову близкими победами, обещаниями и особенно- оправданиями. Имеет смысл напрячься и докопаться до истины, если услышите фразы по поводу вашего ребенка: «на этот раз не повезло», «в следующий раз обязательно получится», «нам помешала погода и плохое качество льда (газона, корта, трека…)».
Празднуйте победы. Ведите хронологию достижений. Хвалите обязательно за любой прогресс. Ребенок должен понимать и видеть, что его успехами действительно живет вся семья.
И, наконец, не забывайте «ради ребенка» о своих дарованиях и увлечениях. Может быть, это станет самым сильным аргументом, подпитывающим упорство вашего сына или дочери. Что вы сами на себя рукой не махнули, личную мечту не загубили, себя уважаете как личность, находите время и силы на самосовершенствование, на маленькие повседневные открытия.
Какие подводные камни в семейной психологии тебе известны, когда ребенок начинает осознавать, что в отношении его строятся какие-то далеко идущие планы?
— Дети же быстро понимают, что ведется какая-то непонятная игра. Особенно если такая игра сопровождается принуждением к неприятным занятиям, упражнениям, режиму, наконец.
В качестве защитной компенсации подростки цинично выбирают материальные поощрения. И если начать потакать, то очень быстро разовьете у них алчность, а не повысите вовлеченность и внутреннюю мотивацию. И уж тем более пресекайте любые поползновения своего отпрыска манипулировать вами.
При выборе той или иной специализации для ребенка обязательно найдите и изучите примеры неудач и поражений. Трезво осознайте все часто встречающиеся риски на пути к славе. Это могут быть и профессиональные травмы и жесточайшая конкуренция, разнузданная окружающая среда, чрезмерный объем предстоящих занятий и самостоятельных тренировок.
Учтите, что не существует каких-либо способов все эти «прелести» перескочить или обойти. Велика опасность неврозов, психологических травм, которые потом будут омрачать отношения поколений в семье. Это вам действительно так сильно надо?
Хотел бы я, чтобы воспитание руководствовалось благими целями достижения гармоничного образования и развития. У каждого дитяти должна быть презумпция обыкновенности!
Я еще не слышал ни от одного ребенка фразу: «Хочу стать талантливым!» Это мы, родители, придумываем сами себе иллюзию и бросаемся ее реализовывать, таща на аркане упирающегося ребенка.
Так что поменьше все-таки фанатизма и побольше здорового практицизма.
Добавить комментарий